быстрый переход к контенту, меню сайта, карте сайта
  Карта сайта АНО газета "Здравствуйте, люди!"


Февраль 2010г
Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
февраль 2010 стр 12 Здравствуйте, Люди! газета ВОИ Нижний Новгород

Так же, как все

Еще несколько лет назад, услышав слово «инклюзия», мало кто понял бы, о чем, собственно, речь. Сегодня, когда государство и общество начало разворачиваться лицом к людям с ограниченными возможностями, новый термин стал терять свою экзотичность. Инклюзия, то есть процесс «прямого» включения инвалида в социум, в активную общественную жизнь набирает обороты и из сферы обсуждения в кругах специалистов переходит в практическую плоскость.

Вполне «земные» формы обрела инклюзия в проекте Нижегородской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива», нацеленном на комплексную поддержку слабовидящих школьников, обучающихся в обычных общеобразовательных школах Нижнего Новгорода. Проект, который так и назывался – «Инклюзия: от идеи к реальности», кстати, стал одним из победителей городского конкурса социальных проектов «Будущее Нижнего Новгорода» и получил финансовую поддержку мэрии областного центра.
Таких детей по городу набралось не столь уж много. Вместе со специалистами департамента образования городской администрации, «прошерстив» списки учащихся массовых школ, авторы проекта (руководитель Ирина Сумарокова, координатор Наталия Михайлова) выявили 33 ребенка-инвалида по зрению, сидящих за партами вместе со своими здоровыми сверстниками. Но участниками проекта стали лишь восемь из них: родители остальных не нашли возможности дважды в неделю в течение нескольких месяцев (проект реализовывался с 15 июля по 15 декабря 2009 года) сопровождать своих чад на занятия.
Дело в том, что одной из важнейших задач, заявленных в проекте, стояла цель облегчить слабовидящим школьникам доступ к учебной информации. А что, как не компьютер, решает ее эффективнее всего! Поэтому для детей-инвалидов по зрению были организованы специальные компьютерные курсы, где они обучались работе с программами для слабовидящих пользователей.
Другие линии проекта – знакомство учителей с методиками обучения слабовидящих детей в условиях общеобразовательной школы, а также воспитание толерантного отношения к детям-инвалидам у их здоровых одноклассников.
Подведение итогов реализации проекта, прошедшее недавно за «круглым столом» в стенах «Перспективы», показало его успешность. И лучшим доказательством того стали сами дети, пришедшие вместе с родителями на эту встречу. Надо было видеть их счастливые лица, когда наставники вручали им сертификаты об окончании компьютерных курсов, их теплое отношение друг к другу, возникшее за время обучения, их радость дорогому подарку, преподнесенному в канун Нового года компанией Intel в России: каждому курсанту компания подарила в личное пользование ноутбук.
Хорошие результаты дали и «уроки доброты», проведенные в рамках проекта в школах, где практикуется инклюзивное образование (в данном контексте - совместное обучение детей-инвалидов и обычных школьников).
Вот что рассказывает Анна Тигрина, проводившая эти уроки:
- «Уроки доброты» - название условное. Доброта та вещь, которой научить сложно: она или есть, или нет. Скорее это были уроки толерантности. О людях с физическими ограничениями, здоровые граждане, порой мало что знают. И на вопрос: «Кто такие инвалиды?» поначалу дети, например, отвечали примерно так: «Инвалид – это человек, который лежит на кровати».
- А что он умеет? – звучал следующий вопрос.
- Есть и спать.
И только потом к ним приходило понимание, что мир людей с ограниченными возможностями – это мир, где они ходят, работают, занимаются спортом, творчеством, влюбляются, создают семьи. Что это не обделённость судьбой, а такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть интересен не только самому инвалиду, но и окружающим его людям.
Несомненный успех проекта поднял тему его продолжения. Но оно упирается в материальные возможности «Перспективы», которые в свою очередь зависят от спонсорской помощи. В этом сложном для российской экономики году многие общественные организации почувствовали ее сокращение. Ну а что касается проекта «Инклюзия: от идеи к реальности», то надежда на его «вторую серию» все же есть. Ее заронила представитель городского департамента образования Роза Солоницына, принявшая участие в заседании «круглого стола». По ее мнению, возможно, кто-то из родителей, чьи дети не влились в проект, просто не оценили всю его пользу. Надо дать им шанс исправиться. «А мы будем искать источники финансирования этого начинания», - пообещала она.

Без кого работа не пошла бы

В августе наша газета писала о печальном событии, случившемся в Богородске. В столетнем доме ВОИ рухнул потолок, полдома вылетело, так сказать, из оборота, самое большое помещение нельзя было использовать для мероприятий
и досуга. Как сейчас обстоят там дела? Рассказывает председатель райорганизации ВОИ А.В.Кравченко:

- Это было шоком для правления районной организации.
Ведь только накануне мы отремонтировали коридор, туалетные комнаты, поставили металлическую входную дверь. Да и потолок в бильярдном зале был отремонтирован всего за полтора года до этого.
Была создана комиссия, которая оценила ущерб, причиненный клубу досуга инвалидов. Я как председатель районной организации обратился за помощью к главе местного самоуправления К.В.Пурихову. Несмотря на трудности бюджетного года, вызванные кризисом, денежные средства на восстановление дома были выделены. В ноябре зал отремонтировали. И теперь работа клуба досуга осуществляется в полном объеме. Но сколько сил было на это потрачено! Один Бог знает.
В разговорах с руководителями некоторых районных организаций ВОИ звучат упреки в адрес местных властей. Нам же очень повезло.
Большую благодарность за помощь и внимание к решению проблем, связанных с жизнедеятельностью инвалидов, хочется выразить главе местного самоуправления К.В.Пурихову, главе администрации района С.Ю.Матвееву, заместителю главы администрации Е.А.Петрову. Без них, прямо скажу, о работе клуба можно было бы забыть. И спонсоры помогли: благодаря ООО «Сильва» (генеральный директор Г.Г.Каледжан), ЗАО «Хромтан» (генеральный директор Е.Л.Каганович), детскому садику № 12 (заведующая И.Н.Новинская) у нас появились новые шкафы для библиотеки, столы, стулья, тюлевые занавески. Большое спасибо нужно сказать и депутату областного Законодательного собрания В.В.Привалову. Его вклад в обеспечение нашей жизнедеятельности тоже значителен.
Ну а без активных помощников в лице председателей первичных организаций так много мы бы не сделали в 2009 году. Е.М.Балакина, З.С.Брызгалова, Т.А.Гущина, Г.М.Давыдова, Р.А.Карпова, А.И.Морозова, Е.В.Рязанова, В.В.Светлякова, А.А.Моисеенко, З.И.Юренкова, Л.М.Юрлова первыми приехали на разборку завалов после обрушения потолка. Непосредственным организатором «уборочных работ» была мой заместитель З.Б.Паничева. Помогали и другие председатели первичных организаций. Так же ответственно относятся они к общественным делам, работая с инвалидами.
Опыт, который мы получили в прошлом году, будет полезным и в дальнейшей работе.

В семье растет ребенок-инвалид

К сожалению, в последние годы наблюдается рост численности детей-инвалидов. Для родителей инвалидность их ребенка является сильным психотравмирующим фактором. А между тем именно их роль в становлении личности ребенка-инвалида, в его успешной интеграции в социум является определяющей.
Семьи с детьми-инвалидами – особая категория, относящаяся к «группам риска». Известно, что количество психических расстройств в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности, в 2,5 раза выше, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов. Распад семей с детьми-инвалидами происходит значительно чаще. И это понятно:
семьи в процессе воспитания, социальной интеграции детей-инвалидов сталкиваются с огромным числом трудностей.
Порой сами близкие люди ребенка-инвалида пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления, в целом переживают за его будущее.
Специалисты знают, что внутри таких семей качественные изменения происходят на трех уровнях: психологическом – в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка; социальном – семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу, рождение больного ребенка деформирует отношения между супругами; соматическом – переживаемый родителями стресс выражается в различных психосоматических заболеваниях.
Иногда реакция на факт инвалидности ребенка может быть неадекватной. Формируются две крайние (патологические) позиции, которые нуждаются в коррекции:
комплекс собственной вины, что порождает гиперопеку в отношениях с ребенком, либо пренебрежение проблемами ребенка, ожидание их решения медицинскими и социальными работниками. Все это затрудняет социальную интеграцию маленького человека, имеющего ограниченные возможности, в среду его здоровых сверстников. В такой ситуации психологи оказывают содействие семье в решении этих проблем.
Одно из мест, где работают с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, - бюро медико-социальной экспертизы. Каждому ребенку, которому установлена категория «ребенок-инвалид», здесь составляется индивидуальная программа реабилитации.
ИПР – это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей его семьи. Она разрабатывается командой специалистов, состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога, с участием родителей. ИПР учитывает такие характеристики каждого конкретного ребенка, как его возраст, условия и особенности развития, состояние здоровья. Во внимание принимаются также возможности и потребности семьи. При необходимости в программу могут быть включены рекомендации по социально-психологической помощи семье, направленные на повышение уровня психического здоровья родителей, оптимизацию внутрисемейных отношений, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком в процессе его воспитания и развития.
Для решения этих задач используются различные виды психологической помощи: психотерапия, психологическая коррекция, психологическое консультирование.
Психотерапия – это комплексное лечебное воздействие на индивида с помощью специальных психотерапевтических методов и приемов с целью уменьшения или ликвидации симптомов при различных заболеваниях, а также изменению отношения пациента к самому себе, своему состоянию, социальному окружению. Психотерапевтическую помощь могут оказывать психотерапевты лечебно-профилактических учреждений и психологи учреждений социальной защиты. Формы психотерапии: индивидуальная, групповая, семейная. Методы и техники определяются психотерапевтом индивидуально для каждого пациента.
Психологическая коррекция – целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью развития или восстановления отдельных свойств личности и характера (мотивов, интересов, установок, уровня притязаний и т.п.), а также отдельных психических функций и процессов, навыков и умений, необходимых для успешного освоения различных видов деятельности (игровой, учебной, профессиональной). Самостоятельной и одной из ключевых целей реабилитации может выступать необходимость коррекции неадекватного отношения самой семьи к ребенку-инвалиду. Формами психологической коррекции являются тренинги коммуникативности, уверенности в себе, родительской компетентности, групповые и индивидуальные занятия.
Психологическое консультирование – консультативная помощь (однократная, реже – многократная) с целью ориентации пациента в различных жизненных ситуациях.
Психологическая коррекция и психологическое консультирование реализуются в рамках социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации. Исполнителями соответственно могут быть психологи, специалисты по профориентации, по социальной работе образовательных учреждений, реабилитационных учреждений социальной защиты, здравоохранения, службы занятости. Координация мероприятий по реализации ИПР ребенка-инвалида и оказание необходимого содействия семье осуществляется органом социальной защиты населения, куда и могут обратиться родители, имеющие соответствующие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации.

Газету можно выписать через сайт Почты России с доставкой на дом. 
Подари родителям подписку! Подписной индекс ПР710. 

Главный редактор Владимир ДолговО газете «Здравствуйте, люди!»: Адрес редакции 603076, Нижний Новгород, пр. Ленина 54а к 216, 8(831)2505343, gazeta-social@yandex.ru
Давайте сотрудничать!

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Приволжскому федеральному округу. Свидетельство ПИ № ТУ 52-0171 от 6 августа 2009 г. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. Подписной индекс ПР710
О сайте invamagazine.ru: Copyright©2007-2022. All rights reserved
WebMastering AnisNN: admin@anisnn.ru


На предприятиях Нижегородского ВОИООО ПК «Инва Тех»


НОУ УПК «Нижегородец-Н» ВОИ
По вопросам размещения информации тел 8 (831) 2505343

Карта сайта | Поиск по сайту
Подшивка газеты «Здравствуйте, люди!» | Справочник Нижегородца с инвалидностью | Видеоблог «Нижний Новгород, взгляд снизу»