быстрый переход к контенту, к меню, к карте сайта
скрыть меню показать меню |  Карта сайта АНО газета "Здравствуйте, люди !"


Июнь 2017 г Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
предыдущая страница

По дорогам воинской славы

Путевые заметки

Начнём наши путевые заметки с официальной части, то есть с того, как всё начиналось.

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

Итак, 23 мая, в Нижегородском кафедральном соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского был совершён молебен о путешествующих. Это богослужение предшествовало старту межрегионального автопробега. Молебен возглавил благочинный Канавинского округа протоиерей Сергей Симагин вместе с клириками Нижегородской епархии.
В богослужении приняли участие замминистра социальной политики Нижегородской области Евгений Морозов, замминистра внутренней, региональной и муниципальной политики — Сергей Тарасов, глава местного самоуправления Городецкого района Николай Поляков, председатель Нижегородской региональной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы Игорь Андронов, председатели и активисты нижегородских районных организаций ВОИ.
Затем на  площади возле храма по случаю отъезда перед собравшимися с приветственными словами к участникам автопробега обратились Евгений Морозов, Сергей Тарасов, Николай Поляков, Эдуард Житухин, отметившие что эта патриотическая акция символизирует человеческое стремление к увековечиванию исторической памяти и дань памяти ветеранам Великой Отечественной войны. Тем кто не вернулся с полей сражений и кому посчастливилось увидеть тот Победный май 1945 года… И, конечно, адресована патриотическому воспитанию подрастающей смене…

В тот памятный день

…Ранним утром, как мы и договаривались, за мной заехал Валерий Холодов. Быстро собравшись, я выскочил во двор. Его небольшой удобный седан марки «Хёндай» уже радостно поблёскивал в лучах яркого майского солнца. На заднем стекле красовалась счастливая цифра «пять» – наш номерной знак в колонне.
Забросив в багажник небольшой рюкзачок, фотоаппараты и удобно расположившись на переднем сиденье, я произнёс сакраментальную фразу: «Ну что, он сказал поехали…».
– Да. И махнул рукой, – добавил мой напарник, и, улыбаясь, мы покатили.
Нам предстояло ехать к месту общего сбора команды, к собору Александра Невского – начальному месту автомарафона.
С автозавода до «Стрелки» домчались быстро, тем более за разговором. Скажу так, в тот период в наших мыслях и обсуждениях пребывало нечто восторженное от предвкушения интереснейшего путешествия по историческим местам, связанным с именем Александра Невского. Как и все участники автопробега, мы испытывали чувства непередаваемые. И радость, и удивление, и желание поскорей отправиться в путешествие.
Не берусь подробно останавливаться на том, как провожали нас друзья, об этом уже рассказывал. Скажу лишь то, что очень запомнилась церемония проводов. Богослужению предшествовал молебен о путешествующих. Глубоко в душу запали слова протоиерея Сергея Симагина. «На своём пути вы встретите много преград, – сказал батюшка, – и каждый раз необходимо преодолевать себя. Свои немощи и недостатки. Очищаться от грехов. Бороться с унынием. И пусть заступничество святого благоверного князя Александра будет с вами на протяжении всего пути…»
С этим мы и отправились в путь. Как и у всех машин участвующих в автопробеге, на нашей красовались яркие наклейки с изображением Александра Невского, символикой НООООО ВОИ и нашей Нижегородской области и очень броско выделялась заметная на лобовом стекле надпись «Автопробег».
А ещё в каждой машине были разноцветные флаги, которые мы в населённых пунктах высовывали из окон, замедляя ход. Всё это привлекало всеобщее внимание. Прохожие провожали нас удивлёнными взглядами, приветствуя, размахивали руками. А водительское сообщество дорожного движения поддерживало сигналами.
В очень приподнятом настроении гордо ехали по нашему городу, а миновав на выходе пост ГАИ, вышли на Московскую трассу, взяв курс на Владимир. И тут на сердце всё вроде бы и успокоилось. Появилась внимательная сосредоточенность лишь к дороге и прекрасная возможность любования красотами родного края.
В кабине, как оказалось, довольно просторной легковушки нас было двое. Командиром экипажа, ясное дело был он, мой давний друг Валерий Холодов. Штурманом и его помощником – я. Вместе – экипаж давно знающих друг друга людей. Почему об этом говорю, да потому, что в таком путешествии, как и в космосе, очень важно постоянно чувствовать помощь и поддержку друга. Важны совместимость характеров и привычек. Даже общие интересы. Иначе маршрут покажется не в радость. К счастью в этом двенадцатидневном автопробеге сложилось всё удачно. Шесть экипажей нашей колонны составляли дружную команду. И это дорогого стоит.
В первый день маршрута погода нам благоволила. По-летнему светило жаркое солнце. В голубом небе – ни облачка. А вокруг такая дивная природа. Лесные рощи. Ровные ковры зелени. На пахотных землях уже видны побеги озимых…
Московская трасса, как мы её привыкли называть, превосходна. На ней можно скорость «притопить». И удовольствие от вождения получить. Словом, высший класс. Но, не доезжая Владимира, повернули вправо, а проехав километров 40-50, немного расстроились. Стали попадаться выбоины и буераки, недававшие разогнаться. К вечеру напряжённого ухабистого пути, отмерив 378 километров от дома, добрались до древнего славного города Переславль-Залесский, где родился и вырос Александр Невский. Поужинав и приняв душ, мы вскоре уснули.

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

Утром, быстро позавтракав, успели многое. Побывали в Спасо-Преображенском соборе. Возложили цветы к величественному памятнику князю Александру на площади. Фотографировались. Затем отправились на знаменитое Плещеево озеро. Именно здесь, в конце XVII века юный царь Пётр I с помощью голландских мастеров создал для своей потехи флот: корабли, яхты, галеры, заложив основы русского кораблестроения. Осмотрели национальный парк, сфотографировались у огромного Синего камня. Надо сказать, в Переславле огромное количество благословенных мест: монастырей, храмов и соборов, и в некоторых удалось побывать. Это один из духовных центров России. С удовольствием познакомились с единственным в стране частным музеем Александра Невского.
И снова – в путь. Следующий город, который нас ждал, была Тверь, куда 24 мая с утра и отправились. По спидометру – это чуть более 250-ти километров. Денёк радовал нас своим ясным безветрием. Машины, оснащённые рацией, позволяли экипажам чувствовать себя даже на незнакомой трассе уверенно. В эфире раздавались переговоры водителей, уточнения маршрута, что позволяло умело дирижировать ходом передвижения колонны. И, особенно, когда начинался дождь, а обзор и видимость на дороге ухудшалась. В этом случае предупредительный голос из головной машины сообщал о трудностях прохождения трассы, вовремя предупреждая водителей.
Наши вперёдсмотрящие, во главе с автором и идейным вдохновителем этого невероятного путешествия – Эдуардом Житухиным, находились в головном минивэне. Вёл «штабную» Иван Малинин, в прошлом десантник, замечательный водитель-профессионал. Рядом с ним сидел Александр Рябов – человек разносторонних знаний и умений, историк, много знающий о жизнедеятельности Александра Невского. Но, кажется, я отвлёкся.
Итак, проехав примерно две трети пути, дорога становилась всё хуже и хуже. Приходилось ехать предельно осторожно, памятуя, что накануне пробило автопокрышку у одного из автомобилей. Чуть ли не час проезжали посёлок Кимры, где всюду стояли «лежачие полицейские», а дорога – в рытвинах и огромных провалах. Машины ехали «змейкой», постоянно задевая и скобля днищем это безобразие. Надо родиться водителем-асом, чтобы выделывать такие пируэты и трюки. Да ещё не попасть в эти «мины-ловушки». Просто не хочется вспоминать, как добрались до Твери…
Лучше расскажу о Валерии Николаевиче Холодове, с которым так сдружились за это незабываемое время.
… Дельтапланеризмом Валерка начал заниматься почти тридцать лет назад, в далёком 1985-м. А через шесть лет, во время неудачного приземления, получил травму позвоночника. Но любимое лётное дело не бросил, даже несмотря на костыли. Продолжал участвовать в соревнованиях. Более того, в 2003-ем, вместе с командиром Валерием Воробьёвым (летали они вместе) – завоевали второе место в России! Вот такой характер.
Но, кажется, судьба всегда испытывала Валерия на излом. Было такое и после смерти его друга Валерия Воробьёва… Даже учёбу забросил на радиофаке в университете. Потерял смысл жизни. Какая-то безысходность захватила его душу.
Вот как вспоминал в машине тот период: «Знаешь, после травмы я выбирался из стресса лет десять. Пробовал найти себя в разных профессиях. Одно время был менеджером по продажам холодильного оборудования. Даже шил тапочки… И однажды вдруг услышал по радио про перспективную концепцию по трудоустройству инвалидов от руководителя налоговой службы Николая Фёдоровича Полякова – человека, который обладает огромной харизмой. А на Всероссийском спортивно-физкультурном фестивале инвалидов в Сочи, в котором я участвовал благодаря приглашению Эдуарда Александровича Житухина, узнал всё в деталях. Тогда рассказал он мне о совместном проекте УФНС и НООООО ВОИ. Речь шла о трудоустройстве в налоговые органы людей с ограниченными возможностями…
Вскоре, в 2008 году, пригласили меня работать в Автозаводскую налоговую инспекцию. Без отрыва от производства окончил в университете Лобачевского факультет по налогам и налогообложению. Именно эти два замечательных человека – Николай Фёдорович и Эдуард Александрович для меня сделали столько добра… что у я них в «неоплатном» долгу».
25 мая, в день рождения Холодова, перед завтраком я его спросил: «Какая у тебя привычка с утра?». Он так ухмыльнулся: «Осмотреть технику перед вылетом. Начиная с левого крыла, полностью по передку. Затем сбоку, сзади и закончить той же «точкой», откуда начинал смотреть. С изначальной консоли…».
Вот такой он шутник, порой даже балагур. И вместе с тем, удивительно ироничный, умный, порядочный человек. Интересный собеседник. С ним можно говорить часами, и буквально на любую тему… Вот такая ремарка.
А в тот памятный день нас всех собрал шеф. Сказал простые, но очень проникновенные слова в адрес именинника. Затем Эдуард Александрович вручил ему сувениры и памятную медаль с изображением Невского. Как участнику этого незабываемого автопробега. Помню, Валерий тогда был очень взволнован и тронут. Улыбался, принимал от всех нас искренние поздравления… «В моей жизни такого ещё не случалось, чтобы вот так встретил свой день рождения. Это настоящий подарок!».
И надо же было такому случиться, что именно 25 мая стало для нас ещё и днём огромных испытаний. Практически полдня мы ехали под проливным ливнем! Никто из нас не мог припомнить в своей жизни подобного светопреставления. В десяти метрах ничего не видно. А мы ехали! Дорога к тому же, извилистая, местами сужена из-за ремонта. Это непередаваемо…

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

Удивительное дело, но в Великий Новгород, под вечер, мы въезжали будто в иной мир. Визуальная картинка предстала в совершенно другом ракурсе. В просветах нависших до самого горизонта мрачных туч пробивались солнечные лучики. И это вселяло оптимизм. Подъезжали к городу по какой-то дамбе, которую подпирала гладь изумительно чистых озёр. Близился закат, и красота в лучах солнца от этих красок просто изумляла.
В своём бортовом журнале я тогда так и записал: «25 мая – день самых экстремальных испытаний». Казалось, Всевышний проверял нас на излом и духовную крепость. А великий благоверный князь Александр будто смотрел свысока: справимся ли мы с разбушевавшейся стихией?
Эту проверку команда выдержала достойно. В тот день мы мчались в сплошном потоке дождя более четырёх часов! А казалось это вечностью...
В Подмосковье тогда, как сообщали СМИ, прошёл страшный ураган, принёсший много бед, разрушений и даже человеческих жизней. Для нас, слава Богу, всё обошлось благополучно.

Команда

Думаю самое время представить и назвать имена наших героев, тех, кто показывал чудеса вождения. Это Анастасия Макарова, кандидат в мастера спорта по плаванию, призёр Всероссийского физкультурно-спортивного фестиваля по пауэрлифтингу в Сочи. Валерий Лебедев – мастер спорта и победитель Всероссийского физкультурно-спортивного фестиваля «Пара-Крым 2015 и 2016» по плаванию. Валерий Холодов, с которым мы ехали в одной машине, участник супергиганского марафона на инвалидных колясках с ручным управлением под руководством знаменитого путешественника Дмитрия Шпаро. То путешествие длилось с апреля по ноябрь. Тогда, в 1996 году, Валерий проехал почти всю Сибирь и европейскую часть России, а завершилось путешествие в Припятии, в зараженной зоне Чернобыля.

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ


«Фольксваген» под №4 вёл Анатолий Трефилов, опытный водитель автомобилей с ручным управлением. Он, председатель спортивно – туристической организации инвалидов-колясочников «Шанс». Где только за четверть века не побывала его дружная команда: и в Крыму, и на Северном Кавказе, и на Грушинском фестивале в Самаре. В этом путешествии его сопровождал его внук Саша, достойно перенёсший все тяготы маршрута, помогая во всем своему дедушке. «Ведь он у меня – как Алексей Маресьев из «Повести о настоящем человеке», без ног…». Вместе с ними в машине ехал наш медик Денис Гусев.
О фельдшере высшей категории из Городецкой выездной бригады скорой помощи Д. Ю. Гусеве хотелось бы сказать чуть подробнее. За время путешествия, не без его усердия и старания серьёзно никто из нас не болел, ему лишь приходилось упреждать простудные заболевания. А ещё он славно фоткал на свой телефон всё происходящее в дороге, и тут же отсылал оперативные новости в Нижний, выкладывая в сети. Словом, очень оперативно поддерживал интернет-ресурс нашего путешествия. Запомнился он всем своей исключительной заботой, профессионализмом и вниманием к автопациентам, то есть ко всем нам.
В команде каждый имел свои чёткие обязанности. По графику, в восьми городах маршрута, мы останавливались в гостиницах на ночлег, а в Пскове - на два дня, Питере – на три. Ответственным лицом за оформление документов была Анастасия Макарова – ведущий специалист орготдела, она же и водитель экипажа под №2.
Сергей Дрюков – «наш главный по тарелочкам» отвечал за завтраки, обеды и ужины и вёл бухгалтерскую документацию. Имея такую сложную болезнь с детства, как ДЦП, сумел окончить институт советской торговли и воспитал трёх сыновей. Все они получили профессии, живут своими семьями. Словом, мужчина он хозяйственный, домовитый, словом, нас голодом не морил.
За литературную часть программы отвечал поэт Михаил Садовский, который перед поездкой  у собора прочитал своё стихотворение, посвящённое Александру Невскому, а во время автопробега занимался видеосъёмкой.
Специалист производственного отдела облВОИ Андрей Фёдотов следил за исправностью техники. Всё необходимое в экстренных случаях имелось в замыкающей колонну «ГАЗели», вёл которую автозаводец Виктор Потокин, водитель с пятидесятилетним стажем.
Самым юным участником путешествия был Саша Трефилов, внук Анатолия Кузьмича. 28 мая ему исполнилось 14 лет и мы тепло его поздравили с днём рождения. Парень серьёзный, самостоятельный и очень любознательный. А как обрадовался, когда его утвердили в команду, всё приговаривал: «Вот друзья-то позавидуют, когда узнают».
Большой удачей, иначе и не скажешь, стало то, что в нашей команде оказался такой сведующий человек, как Алексей Николаевич Рябов – краевед, эрудит, издатель… Много высокохудожественных книг о героическом прошлом России, в том числе о жизни и деятельности Александра Невского, вышло в свет благодаря его стараниям.
Проезжая по городам и весям нашего маршрута мы дарили его последнюю книгу о святом благоверном князе Александре. А отмечая подвижнический труд местных историков, краеведов и экскурсоводов музеев, Э.А. Житухин вручал самым достойным почётный знак НООООО ВОИ Александра Невского. Вы бы только видели их радостные лица за это понимание их скромного патриотического вклада.
Ну а в нашем путешествии А.Н. Рябов был ещё и дельным советчиком нашего руководителя, обогащал маршрут содержательной составляющей, подсказывал куда бы ещё можно заехать не в ущерб маршрутного времени.

Господин  Великий Новгород

Вечером, 25 мая, очень уставшие от этого экстрима, обрушившегося на нас водопадом в пути, мы благополучно добрались до Новгорода. Очень хотелось поскорей увидеть его достопримечательности. Сразу после ужина поехали полюбоваться знаменитым новгородским кремлём. У одного из участников автопробега, а это был Валерий Холодов, как я уже говорил, был день рождения. Мы стояли на мостике, ведущем к стенам древнего кремля, и тут появилась она. Наш гид Галина Густова, знаток и ценитель своего родного Новгородского края, давняя знакомая нижегородского издателя Александра Рябова, который сопровождал нас в этом путешествии. И первое, что сделала Галина Рудольфовна, это поздравила Валерия с днём рождения. Было очень приятно. Ну а потом мы услышали столько интересного и нового для себя, что не успевали наперебой задавать ей вопросы и слушать тихий мелодичный голос.автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

Новый город, позднее названный Новгородом Великим, рождался на северо-западе будущей России, на реке Волхов. Его строили славяне, скандинавы и финно-угорские народы. В летописях город упоминается под 859 г.
По одной из версий учёных молодой воин Рюрик из скандинавского королевского рода взял в жены дочь новгородского старейшины Гостомысла и поэтому возглавил город, а вскоре и Новгородскую землю.

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

Уже через 1000 лет, 8 сентября 1862 г., в центре Новгорода Великого при большом скоплении народа и в присутствии императора России Александра II состоялось открытие уникального скульптурного памятника – «Тысячелетие России». Возле него мы долго стояли, споря, где же фигура Александра Невского.
…На следующий день мы встретились с председателем Новгородской общественной организации ВОИ Александром Терлецким, который рассказал о делах и проблемах своей, одной из самых многочисленных общественных инвалидных организаций региона, о патриотической работе и задачах, стоящих перед членами ВОИ по защите прав и интересов инвалидов. О том, как обстоят дела по доступности инфаструктуры.
В свою очередь Эдуард Житухин поделился первыми впечатлениями о прохождения маршрута, рассказал об опыте нижегородцев в реализации федеральной программы «Доступная среда». Словом, разговор состоялся обоюдополезным и познавательным. Эдуард Александрович вручил новгородцам нижегородские фирменные сувениры и юбилейные знаки НООООО ВОИ Александра Невского.
А затем участники автопробега отправились в дорогу. По пути следования останавливались у мемориалов и памятников, возлагали цветы и венки, почитая память павших защитников Отечества у многочисленных захоронений на Новгородской и Псковской земле.
Думаю здесь будет уместно пояснить для несведущих это понятие – «идти колонной». Когда машины идут строго одна за одной в соответствии с нумерацией, у других участников движения всегда возникает желание втиснуться при обгоне колонны между машинами. И тут, надо сказать, требуется особое чутье и глазомер, чтобы совершить этот филигранный манёвр. Не создавая аварийную ситуацию для встречных автомашин.
Очень многое зависит от мастерства водителей первой и последней машины. В этой обойме у нас были опытнее ассы. Первым номером у нас шла штабная, командирская, за рулём который был первоклассный водитель Иван Малинин, служивший в ВДВ, а это говорит уже о многом. Часто он прикрывал своей головной машиной всю колонну, предупреждая фарами встречный автотранспорт ехать повнимательнее. То есть, задавал тон и ритм всему движению.
Не менее ответственной была роль и у замыкающей «ГАЗели». Виктор Андреевич Потокин, ветеран-автозаводец, надёжно и умело прикрывал нашу колонну с тыла от азартных лихачей.

26 мая
По дороге на Псков

Неизгладимое впечатление на всех произвёл один из древнейших городов — Порхов, основанный ещё в 1239 году князем Александром Ярославичем, как Северо-Западная Новгородская пограничная первая каменная крепость на Руси.

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В центре этого тихого провинциального городка, у развилки дорог, мы украсили памятник Александру Невскому цветами и памятной лентой с надписью. Сфотографировались. Даже поговорили с местными жителями, рассказали об автопробеге. Вручили нашу газету «Здравствуйте, люди!», в которой всегда много интересного о Нижегородской организации ВОИ. А затем отправились в старинную Порховскую крепость. Познакомились с редкими экспонатами, послушали интересный рассказ экскурсовода о том героическом историческом периоде в судьбе России…

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

Проезжая по Пскову, любовались Троицким собором – единственным архитектурным и религиозным памятником, который сохранился на территории псковского кремля. Построен без лишней вычурности, более того, отличается в своем архитектурном обличии строгостью. Состоит из пяти куполов. Здание, которое сохранилось до наших дней уже четвёртое. Считается, что Александр Невский перед сражением, которое историки называют Ледовым побоищем, молился именно в этом месте.
Незабываемой и трогательной была встреча участников пробега с настоятелем Псковского военного храма святого благоверного князя Александра Невского протоиереем Олегом Тэором. Батюшка Олег в миру такой строгий, а по сути – чистая душа. Сколько детишек здесь бывает в воскресной школе! А как старательно и душевно пели для нас ребята из местного хора. Какой показали чудный, божественный репертуар. А какие одухотворённые были у них лица и чистые голоса…
В храме 1 марта 2001 г. в годовщину гибели 6-й роты Псковской десантно-штурмовой дивизии установлены памятные доски с именами геройски погибших воинов. Мы возложили цветы и венок к огромному памятному камню у дома Героя России, гвардии капитана Виктора Романова, погибшего при исполнении воинского долга 1 марта 2000 г.
Сам батюшка Олег, этот удивительный старец, побывал во многих «горячих точках», где наши воины принимали участие в сражениях и миротворческих операциях. Исповедовал, крестил, причащал, напутствовал перед боем сотни бойцов. Его хорошо знают и любят в боевых частях и соединениях, но особенно в ВДВ.
Очень волнительной была встреча с одним из командиров знаменитой 76-й Псковской десантно-штурмовой дивизии имени Александра Невского.
Произошло это во время посещения нашей делегацией Псковского военного храма. К нам подошёл бравый боевой офицер с орденскими колодками на груди. Представился. А узнав откуда и куда держим путь, приятно удивился. И завязался душевный разговор. Общались мы неформально. Порассказали друг другу много интересного, договорились поддерживать связь. Обменялись памятными сувенирами. Сфотографировались на память. Э.А. Житухин передал в музей воинской славы прославленной дивизии копию ордена Александра Невского, чему псковские гвардейцы были очень рады, с гордостью приняв книги и сувениры о жизни великого полководца.

Псков-Санкт-Петербург

28 мая. После достопримечательностей Пскова – самого западного древнерусского города, помнящего ещё набеги грозных тевтонцев и немецкую оккупацию, нам предстоял большой путь в Питер. А это 293 километра по прямой. Учитывая заезд на Чудское озеро, маршрут удлинялся ещё вёрст на семьдесят.

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

По асфальтированной, очень приличной трассе шли быстро, но где-то на полдороге свернули влево. Там проходила грунтовая, песчаная дорога. Она повела нас к озеру.
Места здесь очень красивые, вокруг непроходимая чаща соснового леса. Машины шли с небольшим интервалом друг от друга, потому как густая песочная пыль застилала обзор водителям.
Чудское озеро — место знаковое в картах нашего маршрута. Именно здесь Александр Невский одержал одну из самых блистательных и судьбоносных своих побед, над объединёнными военными силами Тевтонского ордена, стремившегося покорить славянский народ.

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

Время было к полудню, когда мы подъехали к тёмно-синей глади этого величественного, уходящего в невидимую даль к горизонту озера. И хотя в безоблачном небе блистало яркое солнце, особой жары не чувствовалось. Ветер гнал волны к жёлтой кромке берега, на котором тут и там высовывались из воды разбросанные камни-валуны. Все мы разом, не сговариваясь, бросились к чистой воде умыться и попробовать её на вкус. Набрали на память разноцветные камушки и ракушки для друзей.
Ветер резво трепал укреплённые на машинах стяги флагов. Эдуард Александрович разрешил достать несколько самых дорогих наших раритетов — копии мечей того времени, искусно сделанных нижегородскими мастерами, которые мы везли в Александро-Невскую лавру для освящения. Необыкновенно и трогательно прошло фотографирование на берегу неподалёку от места «Ледового побоища». Именно эта победа кардинально изменила соотношение сил на северо-западных границах Руси. Здесь, на льду Чудского озера, был поставлен предел распространению немецкого владычества на восток…
Наверное, каждый из нас в тот миг мысленно пытался вообразить тот исторический эпизод, как писалось в летописи: «...когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была сеча зла, и треск от ломающихся копий стоял, и звон от ударов мечами, словно замёрзшее озеро двинулось: и нельзя было льда видеть, ибо покрыт он был кровью...».
Затем состоялась дивная встреча на берегу Чудского озера. Там в своём рыбацком домике нас угощал наваристой ухой увлечённый и удивительно талантливый человек, Александр Селезнёв. Писатель, исследователь и знаток жизненного пути Александра Невского. Он порассказал нам столько интересного, хоть книгу пиши. Судьба его удивительна. Нижегородец, лётчик-истребитель, он служил в этих местах приграничной зоны с Эстонией. Часто ему приходилось летать над Чудским озером, а современные самолёты, как известно, имеют мощные высокочувствительные радары и другую навигационную аппаратуру. И как считает сам, обнаружил такое… Так что, есть вероятность, он близок к разгадке тайны, где происходило Ледовое побоище. Ведь и по сей день археологам так и не удалось точно определить то место. В 1958-59 годах здесь проводились археологические раскопки экспедицией Института археологии Академии наук СССР под руководством Г. Н. Краева, но каких-то находок, связанных с битвой,  учёные в озере так и не обнаружили. Вот такая удивительная история…

В Северной Пальмире

Два дня и три ночи, проведённые с 28 по 31 мая в Северной  Пальмире, а именно так ещё называют Питер, то есть Санкт-Петербург – нашу культурную столицу – город уникальный, благодаря своей великолепной архитектуре и богатейшей истории – конечно же оставили в памяти всех нас непередаваемые воспоминания.

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

За этот мизерный для Питера, отрезок времени – просто невозможно поближе познакомиться с его достопримечательностями. Хорошо, что каждому из нас ранее доводилось бывать в этом удивительном  городе и это было хоть какой-то компенсацией лимиту времени проведённому здесь.
Тем не менее мы сумели сделать очень многое. Совершили экскурсию на автобусе, прокатились с необыкновенно интересной экскурсией по Неве, Невке, Фонтанке… Особый шарм этой водной прогулке придавали красивые мосты и мостики, древние ухоженные гранитные набережные, величавые дворцы… А главное конечно же побывали в знаменитой Александро-Невской лавре, где покоиться прах великого гражданина России. Мощи Александра Невского были торжественно перенесены сюда из Владимирского Рождественского монастыря в новую столицу России 12 сентября 1724 года по указу Петра Великого. Так великий полководец стал покровителем новоиспечённой российской столицы. А посвящение монастыря святому князю Александру Ярославовичу  объясняется тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал великую победу над шведами в Невской битве 1240 года…
Александро-Невская лавра своей неповторимой строгой красотой восхитила. Удалось нам приложиться к мощам святого благоверного князя, поучаствовать в молебне. Просто невероятно, но Эдуард Александрович сумел договориться со святейшими иерархами лавры и нам освятили муляжи мечей изготовленные по образцам и подобию того времени, когда сражался с иноземцами Александр Невский. Эти экспонаты, выполненные Нижегородскими умельцами, скоро будут выставлены в будущем музее.

31 мая
Путь на Валдай

В этом путешествии случались просто удивительные истории. К примеру, едем мы по трассе. Всё ровно-гладко. Вечереет. Скоро Валдай. Съезжаем с дороги возле небольшого поселения Яжелбицы. Видимо, когда-то здесь было большое поселение, а ныне небольшая деревенька. На пригорке устремилась ввысь церковь. Имени Александра Невского! Подходим. И вдруг, дверь открывается, а на крыльце молоденький такой священнослужитель. Приглашает нас в храм. С удивлением проходим. Там идёт вечерняя служба. С десяток бабуль в платочках стоят, крестятся. Нашему приходу батюшка несказанно обрадовался. Поинтересовался, кто мы, откуда. А узнав, что с Нижнего Новгорода, да ещё участвуем в таком благом деле – автопробеге по местам Александра Невского, дал благословение и напутствовал добрыми словами. И ещё рассказал, что реставрацию и ремонт в храме недавно делала бригада специалистов из нашей Нижегородской области. Работой доволен. Ну а наш приезд – это провидение. Какой-то знак свыше. Значит приход будет приумножаться паствой.

Путь на Валдай

…Озеро Валдай – это отдельная песня. Валдай – одно из самых необычных озёр в нашей стране. Говорят, что водоём появился очень давно, ещё во времена ледникового периода, когда на Земле началось массовое потепление. Это один из самых крупных источников пресной воды в России. Площадь водоёма около 19 квадратных километров, не учитывая островов.
Удивительно, но озеро имеет слабые источники питания родниками и мало речных притоков. Считается, что вода здесь стоячая из-за того, что течения незаметно. Полное обновление воды происходит примерно раз в 50 лет.
До сих пор учёные спорят по поводу происхождения и названия этого гигантского водоёма. Самое распространённое мнение, что название говорит о том, что это лесные владения. А образовалось оно во время разрушения одного ледника. Оставленные обломками ямы постепенно заполнились водой. Появились родники и небольшие протоки. Этот водоём по праву считается одним из самых ярких и красивейших мест в стране.
На берегах водоёма есть многочисленные кемпинги, санатории и детские лагеря, а также туристические базы отдыха. В одном из которых, с названием «Валдайские зори» нам посчасливилось ночевать. Приехали мы сюда поздно. Успели лишь поужинать, да оглядеть изумительные, просто сказочные по красоте окрестности. Воздух, я вам скажу там - необыкновенный. Дышится легко и упоительно. Все мы набросились фотографировать удивительную природу. Ну а утром, после завтрака, уже в путь. Уезжать не хотелось. Наверное, про себя, каждый решил, что обязательно сюда вернётся.
Отъехав километров пять, завернули в удивительный Иверский монастырь, который находится на огромном острове, покрытом непроходимой лесной чащей. Там хранится Иверская икона Божьей Матери – одна из самых чтимых христианских святынь Православного мира. Она почитается как покровительница и заступница всех верующих в их молитвенном обращении к Господу. В исцелении своих телесных и душевных недугов, искуплении грехов и обретении внутренней чистоты. Так, в 1848 году значимым чудом её стало избавление горожан от эпидемии холеры…
Это уж точно, но ежедневные посещения во время марафонского автопробега вот таких святых мест на Руси, придавало всем нам новые силы и вдохновение в нелёгком пути.

  1. июня

Валдай – Сергиев  Посад

Ну а теперь, взяв курс на Подмосковье, нам предстоял самый протяжённый участок маршрута - 415 километров. До Сергиев-Посада трасса ровная, быстрая. Приехали в гостиницу вечером, изрядно подустав. Успели лишь поужинать и скорее спать. А утром опять разненастилось. Шёл не переставая мелкий дождь. Позавтракав, отправились в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Подъезжая к изумительному архитектурному ансамблю, состоящему из множества соборов, церквей и храмов, увидели огромное количество туристических автобусов и автомобилей. И несмотря на моросящий дождь, людской поток только возрастал. Удивительное дело: очень много иностранцев. В основном китайцы и корейцы – они буквально атаковали сувенирные лавки и прилегающие магазинчики.

Да, неповторимый облик Подмосковью придаёт великолепной архитектуры  ансамбль Свято-Троице Сергиевой Лавры. Этой родоначальницы русских монастырей. Считается, что благодаря святым подвигам и авторитету Сергея Радонежского Троицкая обитель стала духовным ядром  Московской Руси. Именно здесь чудотворец благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. После канонизации Сергея Радонежского, как покровителя земли Русской и заступника перед Господом Богом, над его могилой был возведён белокаменный Троицкий собор, где было положены святые мощи угодника Божия. Нам посчастливилось всё это воочию увидеть, восхититься здешней красотой, приложиться к мощам святого Сергия, помолиться, передать записочки. И так легко стало на сердце…

2 июня
Сергиев Посад – Владимир

И мы отправились ближе к дому, во Владимир. Дорога ровная, 183 км по спидометру. Да, непростой оказался этот марафонский невский маршрут. На дистанции в три с половиной тысячи километров и дорожное полотно от идеально гладкого менялось до разбитого состояния. Если вспомнить, так, к вечеру первого же дня пробило, разорвав напрочь автопокрышку у автомашины №2 Анастасии Макаровой. Минут на десять колонна встала. И тут же наши спецы ей вмиг заменили колесо и мы двинулись в путь. А уже на обратной дороге  от Питера (забегая вперёд скажу), за Ижорой, отказало сцепление у автомашины №4 Анатолия Трефилова. Пришлось принимать такое решение – вызывать эвакуатор и везти машину в сервис. А тем временем, основная колонна двинулась по маршруту на Валдай. Уже ночью Анатолий Кузьмич вместе с Денисом Гусевым, нашим медиком, отремонтировав автомобиль, присоединились к нашей группе.

вызывать эвакуатор и везти машину в сервис

А уже утром мы снова двинулись в путь. Да, все наши трудности в дороге, слава Богу, благополучно разрешились благодаря умелым действиям, опыту и мастерству дружной команды во главе с Эдуардом Житухиным.

3 июня
Владимир – Городец

...В субботу, накануне Троицы, колонна автомобилей с яркими флагами Нижегородской области, Всероссийского общества инвалидов, с изображением Александра Невского проехала по центральным улицам древнего Городца и остановилась на высокой волжской круче у памятника Александра Невского. Здесь нас гостеприимно встретил глава местного самоуправления Городецкого района Николай Поляков. Затем участники автопробега возложили корзины с цветами сфотографировались на память.

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

Автомобилистов с радостью встречали в Феодоровском мужском монастыре — месте кончины Великого князя. Очень тепло и добросердечно приветствовал нижегородскую команду епископ Городецкий и Ветлужский Августин, прихожане, представители общественности. Эдуард Житухин передал в дар музею Городецкого Феодоровского мужского монастыря меч, освящённый в Александро-Невской лавре, и копии царских орденов Александра Невского, которые с достоинством принял Августин.
На церемонии закрытия автомарафона все участники были награждены почетным знаком НООООО ВОИ Александра Невского и получили памятные подарки – замечательные книги с проповедями и диски с беседами наместника монастыря игумена Августина.
И всем запомнились пророческие слова батюшки, обращённые к нам: «Будьте внимательны к каждому моменту вашей жизни и не пропустите встречу с Богом, которая направит всю вашу жизнь в доброе русло…».
И ещё вот о чём немаловажно сказать. О событиях, происходящих в нашей жизни, всегда судят спустя некоторое время. Но уже сейчас можно сказать, что этот незабываемый автопробег несомненно стал одной из самых ярчайших страниц в жизни Нижегородской областной организации ВОИ, которая отмечает в 2018 году славный 30-летний юбилей. Участники автомарафона, люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необыкновенно талантливые и самоотверженные, показали всё, на что способны… И профессионализм вождения, и исключительное самообладание, и боевой дух.  И победили обстоятельства!
Сумели посетить около ста памятных мест, связанных с именем Александра Невского. Поклонились святым местам боевой славы, взяли оттуда землю в капсулах, возложили цветы и венки к мемориалам героев, обелискам и памятникам в знак благодарности поколению победителей от потомков. Собран интересный материал, сделано много снимков... Всё это будет храниться в будущем музее Феодоровского монастыря и музее Нижегородской областной организации ВОИ. Эта смелая идея Невского автопробега родилась у Эдуарда Александровича Житухина, как лично я склонен думать, очень давно. А предпосылкой послужила его биография. Ведь детство и юность прошли в Городце. Парнем он рос смелым и решительным, даже на спор с ребятами переплывали Волгу. Занимался боксом, самбо. И конечно же любимым героем его всегда был Александр Невский…
Марафонский пробег НООООО ВОИ был по достоинству оценён, как лучший проект, и отмечен Дипломом Победителя VI Регионального конкурса инициатив и достижений социально-ориентированных некоммерческих организаций Нижегородской области.
Теперь очень важно продолжение этой значимой патриотической истории. На январском пленуме (2018 г.) Нижегородской областной организации ВОИ решено было обратиться к исполнительной и законодательной власти Нижегородской области и города Нижнего Новгорода, в Общественную палату НО и Нижегородскую эпархию - с просьбой рассмотреть и поддержать инициативу Нижегородской организации ВОИ по установке на нижегородчине памятника великому полководцу Александру Невскому.
Хочется верить, что эта благороднейшая патриотическая инициатива станет всенародной и найдёт широкую поддержку нижегородцев.
Владимир ДОЛГОВ  

следующая страница

Фоторепортаж Владимира Долгова

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

автопробег, шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

В автопробеге принимали участие шесть экипажей автолюбителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из команды Нижегородской областной организации ВОИ

 

Подшивка 2008-2018 г. Подпишись на газету «Здравствуйте, люди!»
Подписной индекс 31167. Оплати родителям подписку!
Loading

Главный Редактор Владимир ДолговО газете "Здравствуйте, люди!": Адрес редакции 603076, Нижний Новгород, пр. Ленина, 54а, к 216, тел. +7(831)2505343, email: gazeta-social@yandex.ru Давайте сотрудничать!

Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Приволжскому федеральному округу. Свидетельство ПИ № ТУ 52-0171 от 6 августа 2009 г. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. Подписной индекс 31167
О сайте invamagazine.ru: Copyright©2007-2018. All rights reserved
WebMastering AnisNN: admin@anisnn.ru


На предприятиях Нижегородского ВОИООО ПК «Инва Тех»


НОУ УПК «Нижегородец-Н» ВОИ
По вопросам размещения информации тел (831) 250-53-43